И весь фрагмент с описанием похорон князя (360) выписаны из Троицкой летописи.
Отсюда следует датировка «Слова о житии и преставлении» Дмитрия Ивановича. Уже из факта, что при написании «Слова о житии» автор самостоятельно обращался к тем же источникам, которые были использованы в Летописной повести о Куликовской битве — Паримий-ному чтению о Борисе и Глебе, Повести об Александре Невском51, Слову на Рождество Христово о пришествии волхвов52 и, добавим, Троицкой летописи53,— неоспоримо следует, что оба произведения написаны одним лицом и созданы в рамках одного общерусского летописного свода. Нижняя хронологическая грань составления летописного свода — 1412 г., раньше которого не могла быть создана Троицкая летопись54, верхняя — 1419 г., год кончины Епифания Премудрого, написавшего для составителей Свода целый ряд Повестей и Слов. 1418-ый год, которым заканчивается общий текст Софийской I и Новгородской IV летописей, подводит нас к реальному времени составления Свода митрополита Фотия.
54 К концу XIV века «Слово о житии» относили на основании фразы: «Но ток-
мо слышах мног народ глаголющь: горе нам, братье, князь князьм успе, господин
владствующим умре, солнце помрачится, луна облаком закрывается, звезда, сиаю-
щи всему миру, к западу грядет» (360—361). На этом основании считают (А. А. Шах-
матов, С. К. Шамбинаго, А. В. Соловьев), что автор был современником Дмитрия
Донского и присутствовал при его погребении. Но Епифаний Премудрый дейст-
вительно был современником князя Дмитрия, вопрос заключается лишь в том:
когда он написал рассмотренный текст? Вся фраза носит явные следы литератур-
ной обработки, а слова «звезда… к западу грядет» перекликаются с плачем Евдо-
кии: «звезда восточная, почто к западу грядеши» (359). А. В. Соловьев придает
еще значение словам: «аз убо худоумный на похваление предобраго господина ми
словес изнести восхотех» (363), и считает, что назвать умершего «предобрый гос-
подин» мог только современник. Но повторим: Епифаний Премудрый как раз и
был современником Дмитрия Донского; между прочим, он называет «добрым гос-
подином» и Сергия Радонежского в Похвальном слове (Тихонр. № 705. Л. 112) и
Житии Сергия (МДА, № 88. Л. 276 об.), написанных через 20 и более лет после
смерти Преподобного. И совсем неуместны ссылки А. В. Соловьева на точные да-
ты смерти и погребения Дмитрия Донского: они переписаны в «Слово» из Тро-
ицкой летописи.
55 Ср. в Летописной повести: Ягайло — «нечестивый» (112, 116, 118) и «пога-