И весь фрагмент с описанием похорон

И весь фрагмент с описанием похоронИ весь фрагмент с описанием похорон князя (360) выписаны из Троицкой летописи.

Отсюда следует датировка «Слова о житии и преставлении» Дмитрия Ивановича. Уже из факта, что при написании «Слова о житии» автор самостоятельно обращался к тем же источникам, которые были использованы в Летописной повести о Куликовской битве — Паримий-ному чтению о Борисе и Глебе, Повести об Александре Невском51, Слову на Рождество Христово о пришествии волхвов52 и, добавим, Троицкой летописи53,— неоспоримо следует, что оба произведения написаны одним лицом и созданы в рамках одного общерусского летописного свода. Нижняя хронологическая грань составления летописного свода — 1412 г., раньше которого не могла быть создана Троицкая летопись54, верхняя — 1419 г., год кончины Епифания Премудрого, написавшего для составителей Свода целый ряд Повестей и Слов. 1418-ый год, которым заканчивается общий текст Софийской I и Новгородской IV летописей, подводит нас к реальному времени составления Свода митрополита Фотия.

54 К концу XIV века «Слово о житии» относили на основании фразы: «Но ток-

мо слышах мног народ глаголющь: горе нам, братье, князь князьм успе, господин

владствующим умре, солнце помрачится, луна облаком закрывается, звезда, сиаю-

щи всему миру, к западу грядет» (360—361). На этом основании считают (А. А. Шах-

матов, С. К. Шамбинаго, А. В. Соловьев), что автор был современником Дмитрия

Донского и присутствовал при его погребении. Но Епифаний Премудрый дейст-

вительно был современником князя Дмитрия, вопрос заключается лишь в том:

когда он написал рассмотренный текст? Вся фраза носит явные следы литератур-

ной обработки, а слова «звезда… к западу грядет» перекликаются с плачем Евдо-

кии: «звезда восточная, почто к западу грядеши» (359). А. В. Соловьев придает

еще значение словам: «аз убо худоумный на похваление предобраго господина ми

словес изнести восхотех» (363), и считает, что назвать умершего «предобрый гос-

подин» мог только современник. Но повторим: Епифаний Премудрый как раз и

был современником Дмитрия Донского; между прочим, он называет «добрым гос-

подином» и Сергия Радонежского в Похвальном слове (Тихонр. № 705. Л. 112) и

Житии Сергия (МДА, № 88. Л. 276 об.), написанных через 20 и более лет после

смерти Преподобного. И совсем неуместны ссылки А. В. Соловьева на точные да-

ты смерти и погребения Дмитрия Донского: они переписаны в «Слово» из Тро-

ицкой летописи.

55 Ср. в Летописной повести: Ягайло — «нечестивый» (112, 116, 118) и «пога-