Оклад Годунова

Оклад ГодуноваТруднее восстановить порядок дробниц на верхнем и нижнем полях. К тому же одна дробница утрачена, но думаем, что на ней было изображение св. Георгия: дело в том, что среди святых Грозненского

В современном виде расположение дробниц на Годуновском окладе таково. Верхний ряд: 1) Тимофей, 2) Три святителя, 3) Ульяния, 4) Вознесение, 5) Новозаветная Троица, 6) Сошествие во ад, 7) Еммануил, 8) Василий Парийский и Стахий, 9) Тит. Пары дробниц на боковых полях: 1) Петр — Павел, 2) Иоанн Богослов—Андрей, 3) митр. Петр — митр. Алексий, 4) Федор Стратилат—Леонтий Ростовский, 5) митр. Иона — царь Константин, 6) Сергий Радонежский — Феодот Анкирский, 7) Георгий — Глеб, 8) Борис—Мария Магдалина. Нижний ряд: 1) Варла-ам и Кирилл, 2) Анастасия и Устиния, 3) Михаил, 4) Богоматерь, 5) Спас Нерукотворный, 6) Иоанн Предтеча, 7) Гавриил, 8) Афанасий и Кирилл, 9) Ксения.

Оклад Годунова в основных чертах повторяет состав святых, изображенных на дробницах Ивана Грозного, но и переделывает его в интересах семьи Бориса Годунова. Поэтому появляется пара «Борис—Мария Магдалина», святые Федор Стратилат, Феодот Анкирский, Ксения.

оклада представлены соименные членам царской семьи, а среди уцелевших дробниц как раз и недостает дробницы с Георгием. Итак, добавляем к оставшимся 13 дробницам еще одну дробницу с изображением св. Георгия. При реконструкции я ориентируюсь, во-первых, на Годуновскии оклад (который должен восходить к Грозненскому), во-вторых, сопоставляю следы гвоздей на сохранившихся дробницах со следами на доске иконы «Троицы», находящейся сейчас в Троицком соборе Лавры (на Рублевской иконе следы уже неразличимы). В таком случае центральная композиция нижнего ряда (Богоматерь — Спас — Предтеча) подтверждается такой же композицией в центре нижнего ряда Годуновского оклада108. В центре верхнего ряда помещаю изображение Вседержителя (у Годунова — Новозаветная Троица), зато окружение полностью совпадает с Годуновским окладом: слева — Вознесение, справа—Воскресение и Спас Еммануил. В правом углу нижнего ряда, по аналогии с Годуновским окладом, должно располагаться изображение какой-то святой, и я помещаю туда дробницу с Анастасией и Устини-ей — тем более, что следы гвоздей на этой дробнице полностью соответствуют следам на Лаврской иконе, В таком случае дробница с ап. Тимофеем, ориентированная налево, должна занять место либо в нижнем ряду между Предтечей и Анастасией, либо в правом углу верхнего ряда.